
Основа Сатанистской эстетики — идея Тьмы, черного цвета как наиболее удобного фона для объективного восприятия других цветов. Хорошо известны оптические иллюзии с искажением восприятия контрастных сочетаний цветов. Каждый может проделать опыт и убедиться, что, допустим, серый предмет на красном фоне кажется немного зеленоватым, а на зеленом фоне — красноватым. На белом фоне предметы кажутся темнее. И только на черном все цвета воспринимаются точно.
Другая особенность Сатанистской культуры — спокойное отношение к анатомии и физиологии человека. Это проявляется не только в отсутствии сексуальных табу, но и в том, что, допустим, черепа, кости, кровь для Сатаниста такие же части земной жизни, как листья деревьев или шкуры животных. Многое вокруг нас когда-то было живым, и каждый человек использует в своем обиходе предметы, сделанные из животных и растений. Но при одном только взгляде на человеческий череп (а то и на собственную кровь) простой обыватель зачастую падает в обморок. Человек из современного общества боится того, что у него внутри. Это касается и физиологии, и психики. Но если посмотреть на культуру языческих народов, то мы видим, что их восприятие человека в корне отличалась от того, что мы видим в иудейском/христианском/мусульманском обществе. Они не испытывают страха или отвращения ни к одному из проявлений жизни на Земле. Такого же взгляда придерживаются и Сатанисты. С ним тесно связана другая особенность Сатанистской культуры, а именно — отсутствие антропоцентризма. Человек для Сатаниста — не царь природы и не высшее ее достижение. Просто господствующая на данном этапе эволюции форма жизни, как когда-то господствовали динозавры. "Человек есть то, что должно превзойти" /Ф.Ницше/. А еще — то, над чем можно посмеяться. Одна из основных тем Сатанистского юмора — человек со всеми его человеческими инстинктами, глупостями, комплексами.
Поскольку человек сам по себе не является для Сатаниста самоценностью, то страдания и смерть человека вовсе не обязаны вызывать у Сатаниста отрицательные эмоции. Поэтому среди Сатанистов очень распространен так называемый черный юмор. Почему бы не посмеяться над тем, что является смешным для стороннего наблюдателя, не отождествляющего мысленно себя с жертвой, как это делает человек, воспитанный в духе гуманизма?
Сатанистский юмор не делает исключений ни для чего, в том числе и для самого Сатаны. Кроме того, весьма характерно для Сатанистов отношение к смерти с юмором. Парадокс: больше всего боятся смерти те люди, чье мировоззрение обещает им после смерти "вечную жизнь" и тому подобные приятные вещи. А вовсе не Сатанисты, которые не берутся с уверенностью судить о том, что будет с нами после смерти. Видимо, это связано с тем, что Сатанист, в отличие от обычного человека, не испытывает страха перед неизвестностью.
Элементов культуры, созданных Сатанистами, пока что немного. Поэтому в основном Сатанисту приходится иметь дело с культурой и искусством общества, среди которого он живет. Но отдельные Сатанистские идеи зачастую находятся в работах авторов, весьма далеких от Сатанизма. И отношение Сатаниста к культуре окружающего общества заметно отличается от отношения простого обывателя, на чем стоит остановиться подробно.
Во-первых, Сатанисту не свойственно потреблять "массовую культуру". Не потому, что она чем-то противоречит Сатанизму, и даже не из-за ее преимущественно низкого художественного уровня, а потому, что она описывает жизнь обывателей, которая для Сатаниста может быть интересна разве что с точки зрения изучения массовой психологии. Он относится к "культурной жвачке" окружающего общества примерно так же, как обычный человек воспринял бы произведения о жизни, проблемах и страданиях инопланетян. А психологию лучше изучать на реальных людях, а не на персонажах популярных романов, телесериалов и попсовых песен.
Сатанисту свойственно критическое отношение к авторам произведений. Он никогда не станет "фанатеть" от любимого писателя, музыканта, кинорежиссера и скупать все, на чем напечатано его имя. Для Сатаниста четко разделены интерес к личности автора и интерес к его работам.
Авторы при создании своих произведений обычно рассчитывают вызвать у читателя/слушателя/зрителя определенную реакцию в определенном месте. Вот здесь надо засмеяться, а тут — посочувствовать главному положительному герою. Естественно, автор ориентировался на эмоциональную реакцию массового потребителя, обычного члена общества, а не на Сатаниста. Поэтому неудивительно, что реакция Сатаниста на его произведения сугубо индивидуальна и, как правило, отличается от задуманной. Сатанист может не проявлять ни малейшей симпатии к положительным героям и посмеяться именно над тем, что автор написал совершенно серьезно.
Для Сатаниста характерно особое восприятие мифологии. Во-первых, осознание того, что это не более чем миф, сочетается с отношением к мифологическим персонажам как к архетипам. Во-вторых, повышенный интерес ко всему, что внешне имеет форму человека, но внутренне от от него отличается, обладает какими-то нечеловеческими способностями: оборотни, вампиры, летающие на метлах ведьмы.
В заключение следует отметить, что Сатанисты стремятся не только пассивно воспринимать культуру, но и создавать ее. Очень многие Сатанисты играют музыку, или занимаются литературным творчеством, или еще как-нибудь участвуют в создании Сатанистской культуры.