В
пригороде Мехико археологи обнаружили неизвестные ранее останки древней
столицы ацтеков. Ученые считают, что эта находка прольет свет на
историю загадочной цивилизации доколумбовой Америки.
Замок
Чапультепек, построенный в XVIII веке как резиденция вице-королей Новой
Испании, является своего рода надгробием цивилизации ацтеков: под
каменными подвалами старинного форта скрываются руины древнего
Теотиуакана. К такому выводу пришли мексиканские археологи, которые
последние шесть лет ведут раскопки древнего городища. Среди развалин
ацтекской столицы они обнаружили фрагменты керамики, фигурки богов и
даже костяные иглы, которые использовались для вышивки. "Нам
удалось раскопать большое количество предметов так называемого
классического периода, а также колониальной эпохи, - пояснил археолог
Росио Моралес. - Судя по всему, в этом районе жили представители
индейской знати". Теотиуакан - в переводе "место, где рождаются
боги" - до сих пор таит немало загадок. Когда началось его
строительство и отчего город был покинут, до сих пор неизвестно.
Поселение было разделено на сектора. С севера на юг его пересекала
"дорога мертвых". До нашего времени сохранились пирамиды Солнца и Луны,
а также постройки с экзотическими названиями, например, Дворец ягуаров
или Храм пернатых раковин. До сих пор остатки городищ находили
примерно в пятидесяти километрах от современного Мехико. Однако сейчас
выяснилось, что столица древней империи была обширнее, чем принято
считать. Впервые руины обнаружены прямо посреди парка Чапультепек с его
музеями, ресторанами и ботаническими садами. Для ученых это
важное открытие, для местных жителей - новая приманка для туристов.
Мехико снова подтвердил свой статус живого музея истории цивилизаций,
где свидетельства относительно недавней истории времен Максимилиана и
Карлотты соседствуют с памятниками древних ацтеков. Культура
ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций,
процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая
древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье
Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для
формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования
называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным
пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны
в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось
иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в
частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными
вопросами занимались специально обученные люди. Эти черты
ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих
цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на
сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя,
оставившая после себя обширные города и множество великолепных
произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая
цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане
— огромном городе площадью в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс.
человек. В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На
смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12
вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая
ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и
классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции
способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше
концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию
наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись
религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные
профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и
торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную
культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй.
Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало
существованию других городов и поселений. Такая сложная система
социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко
времени появления здесь ацтеков. Скитания ацтеков. Название
“ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной прародине
племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в
долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых
племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной
Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные
области Центральной Мексики. Мифологические и исторические
источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с
начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан (“Место
Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь пещер”), мифической
отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе
тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых
когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в
долину Мехико и близлежащие долины. Теночки последними ушли из
Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли
(“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было плавным и
непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались,
чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные
раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине
Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были
желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой
города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой
стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище
теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем
переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для
поселения два островка на озере Тескоко. Этот выбор,
обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую
подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались
единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных
искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным
видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли
повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе
орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб
Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан. С
1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве
военных наемников, у самого сильного города-государства в долине
Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к
природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город
и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они
заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями
соседних народов, восходившими к тольтекам. Создание империи. В
1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко,
расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков
Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу
теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так
была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз,
нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими
ресурсами огромной территории. Правитель теночков Ицкоатль,
первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие
города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих
властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из
ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался
не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и
подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не
удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев
на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским
конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
|