Ханука
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ха́нука (ивр. חֲנֻכָּה, Ханука́ или Ха́нука — освящение, обновление; арам. חנכתא; др.-греч. τά έγαίνια[1]) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета[2].
Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма[3], освящении жертвенника[4] и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских пособников в 165 году до н. э..
За три года перед тем, в тот же самый день 25-го кислева, Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.
Название праздника
Название этого праздника происходит, вероятно, от выражения «хануккат ха-мизбеах» (освящение [обновление] жертвенника), которое произошло сразу после освобождения Храма
Маккавеями и его очищения от идолов. Другое объяснение расшифровывает
название праздника иначе: חנוכה=חנו כ"ה, то есть «отдохнули [от врагов]
25 [числа месяца кислев]».
Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней») — впервые упоминается Иосифом Флавием. В русскоязычной среде устойчивым именованием стало также «Светлый праздник Хануки».
Значение праздника
 |
Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши
сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё
ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено,
жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на
какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали
они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы,
и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.
Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе
он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей
закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое
место. …взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по
прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили
притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и
алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили
на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и
положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела,
которые предприняли.
В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто
сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на
новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в
который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами,
гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице свое, и молились и
воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили
обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и
вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма
золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали
для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было
поношение язычников. И установил Иуда и братья его и всё собрание
Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и
радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня
месяца кислева.
|
 |
|
(1Макк.4:36-59) |
…И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого
македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили
воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на
новом жертвеннике жертву всесожжения.
Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года
тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и
профанировано… а возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день
месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвертую
олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию
Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне
разрушат святилище.
Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в
Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь
вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю
после продолжительного времени опять предаваться истинному
богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать
день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по
настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света
( Хаг Урим),
вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания,
подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…
Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XII 7:6-7
 |
Что такое Ханука?… Когда греки вошли в Храм, то осквернили всё
масло, которое там находилось; а когда династия Хашмонаим окрепла и
победила их, искали масло, чтобы зажечь Менору (храмовый светильник) и
нашёлся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью
первосвященника, и было в нём масла достаточно только на один день
горения; тогда случилось чудо и зажигали от него восемь дней [нужные
для приготовления нового]. И на следующий год эти дни сделали
праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и
Псалмов, прославляющих Бога. (Вавилонский Талмуд, Шаббат 21а) |
 |
И окрепли Хашмонаим, коhаним гдолим, и разбили их (греков),
и спасли евреев из их рук, и поставили царя из числа коэнов, и
вернулось царство к Израилю более чем на 200 лет, вплоть до разрушения
Второго Храма
Маймонид, «Мишнэ Тора», Книга Времён (раздел Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1)
По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иехуда Маккавей и его сподвижники устроили празднование, которое было возмещением пропущенного восставшими праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за гражданской войны и ритуального осквернения Храма язычниками[5][6].
Восстание Маккавеев
-
Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н. э. Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н. э. Антиох Эпифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую Менору[7].
Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э..
Перед восстанием, народ был расколот на эллинизированных евреев
(которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и правоверных
евреев. По всей стране было распространено поклонение идолам. Верхушка
еврейского руководства была также эллинизирована.
Предание гласит[8], что Матитьяху Хашмонай, который возглавил восстание, произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» (ивр. מי להשם אלי) и те, кто остались верны ценностям Торы пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иехуда Маккавей.
В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба.
Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и
возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25-го кислева, в который
три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.[9]
По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а
«когда же они [жители Иерусалима] стали богаче — из золота»[10], хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая Менора была золотой[11].
Восстание Маккавеев после этих событий продолжалось ещё более 20
лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его
апогей — освобождение Иерусалима и Храма.
Чудо Хануки
Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору
и освятить Храм. После продолжительных поисков все же был найден один
небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло
хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору,
поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла
хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое
требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память
об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.
Законы и обычаи праздника
Ханука входит в число праздников, празднование которых было
установлено мудрецами. По этой причине, нет запрета работать в дни
Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в
Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями,
за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся).
В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т. н. ха́нике-гелт, от идиш חנוכה-געלט — ханукальные деньги[12]), готовить картофельные оладьи (идиш לאַטקעס, ла́ткес или ло́ткес) и играть в специальный ханукальный волчок-дрейдл (идиш דרײדל, дрейдл; ивр. סביבון, севивон).
Зажигание ханукии
-
На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукие
в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания таков: в
первый день зажигается одна свеча, во второй — две … и так далее до
восьми. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש, букв.
«служка»), предназначен для зажигания остальных свечей и зажигается
соответственно во все дни праздника перед основными свечами. Общее
число свечей используемых на Хануку — 44.
|